"За жизнь" - центр защиты жизни и семейных ценностей

Духовные причины бесплодия

Опубликовано в Семья
/
6 Дек 2015

Автор Протоиерей Сергий Филимонов

Что такое бесплодие

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой” стороной оказывается женщина, ещё в 45% — мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости” супругов.
Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесённых болезней: Врождённое недоразвитие или пороки развития половых органов наследственного или приобретенного характера, острые и хронические заболевания половой сферы (в том числе венерические), заболевание других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (следствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормональные нарушения, голодание, недоедание, витаминная недостаточность. Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удаётся помочь — на сегодняшний день существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирургические методы.

Однако помимо физических причин супружеского бесплодия, существуют и причины духовные. О них и пойдёт речь.

Наказание за греховную жизнь.

Причин духовного характера, препятствующих рождению ребёнка, может быть много. Постараюсь перечислить основные. Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, называемом «Семейная жизнь”, отвечает на некоторые вопросы, связанные с бесплодием и трудностями, возникающими с рождением детей. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следующим образом:
«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу”. Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет”, и он хочет покончить жизнь самоубийством. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов”.
По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только духовная, но и медицинская предпосылка к возникновению бесплодия. При греховно-блудном образе жизни у женщин (и у мужчин) очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут привести к хроническим заболеваниям половой сферы и повлечь за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться” в молодости наказание и не подать им детей за такую развратную жизнь.

Неготовность довериться Богу

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребёнка сразу, как только поженятся. А если рождение ребёнка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребёнка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребёнка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.
Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Хазарии и его супруге Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.
Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он даёт нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..
Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания… Супруги должны всецело предать себя Богу, Они должны сказать: «Боже мой, Ты печёшься о нашем благе, да будет воля Твоя (Мф. 6, 10)”. В Этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим да будет воля Твоя и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим да будет воля Твоя, одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?”.

Эгоизм родителей

Причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, когда молодая семья оттягивает рождение ребёнка, рассуждая примерно так: «Дети — это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведём ребёнка”. Заметьте: не «Бог даст ребёнка”, а именно «заведём”, как будто ребёнок — это кошка или собака. Когда Господь видит такое отношение к Своему благословению на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь”, то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть всё — и квартира, и дача, и машина, и работа — Он не подаёт детей. И кроме кошек и собак такая семья «завести” уже никого не может, хотя с медицинской стороны препятствий для деторождения нет.

Промысел Божий о семье

Старец Паисий выделяет ещё две возможные причины бесплодия: «Многим людям Бог не даёт детей для того, чтобы возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению”. Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно. Суды Божии — это бездна».
«А в других случаях Бог не даёт супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку”. Старец Паисий рассказывает об одном своём знакомом христианине — адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старец остановился у него на денёк погостить и познакомился с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не даёт ей детей, на что старец Паисий ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твоё благое произволение. И Он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают своё будущее в вечной жизни».
Поэтому бывает так, что Господь не подаёт семье детей не как наказание, а проявляет таким образом Свой особый Промысел, чтобы через этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребёнок, оставленный своими родителями.
Я знаю некоторые семьи, в которых происходило следующее. Как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребёнка. В семье таким образом появлялось сразу двое детей — один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бесплодной женщины. Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологии, препятствующей деторождению, но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребёнка, но и приёмного.

Родовые грехи и проклятия

Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать” как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было” или посылает их к нечистой силе. Когда такие родители раскаиваются затем в своих проклятиях, жизнь их детей устраивается и Господь посылает им детей.
Существуют также «родовые” грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершённые против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей. Известен случай, когда священник после революции отрёкся от своего сана и так и умер без покаяния. В следующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрослого возраста. В тридцатые годы прошлого века в колхозах, рабочих коллективах и институтах детей заставляли принародно отрекаться от своих родителей. Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульство, отречение от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.
Иногда люди совершают и грехи против ближнего — выкапывают могильные плиты и строят из них свои дома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплодными.

Испытание веры

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес. Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребёнка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять своё бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребёнка по обоюдному согласию супругов». Такое бесчадие — крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию.
Однако бывает, что Господь по прошествии многих лет всё же дарует супругам дитя. Ярким примером здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около девяноста лет молились о рождении ребёнка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна. Их дети, рождённые после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.
Испытание веры может быть важным моментом для супружеской пары. Такая семья проявляет свою верность Богу, если не ропщет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь. Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бесплодная в течение многих лет, родит ещё много детей.

Значение церковного освящения брака

Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна.
Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не даёт возможности женщине до тех пор, пока супружеский союз не будет освящён благодатью церковного брака.

Господи, не как я хочу, но как ты!

Когда Господь видит, что возможный в семье ребёнок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребёнка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва не угодна, потому что этот ребёнок родится злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поручателями семьи.
Хорошо известен случай с декабристом Рылеевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так в последствии всё и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно. Господь уже ответил на её молитвы. Поэтому очень важна молитва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь”.

Как относится Церковь к искусственному оплодотворению и суррогатному материнству?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения. Практически все они являются недопустимыми согласно церковным канонам и материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года (в XIIглаве «Проблемы биоэтики» даётся оценка различных способов преодоления бесплодия и достаточно подробно рассказывается, как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей). Единственно допустимым является метод искусственного оплодотворения, при котором семя мужа, полученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачём при помощи шприца в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений между мужем и женой и не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки супругов.

В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона (например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора), вносится элемент греховности. Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако в семью вторгается чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребёнка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетку женщины вносится генетический материал чужого человека, то есть получается блудное соитие при помощи медицинской технологии. Существует целый ряд методик искусственного оплодотворения с вмешательством третьей стороны. При некоторых из них используется донорская яйцеклетка другой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики абсолютно недопустимы. Есть даже психологический феномен, когда женщина, которой была подсажена донорская яйцеклетка, ощущает «что-то чужое» в своём теле, несвойственное ей.
Сегодня всё большее распространение получают методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то есть оплодотворения, совершаемого вне тела, — среди ныне живущих на Земле число людей, зачатых в пробирке, достигло уже 3 миллионов человек. Подобный вариант решения проблемы бесплодия также не благословляется Церковью, так как при его применении происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза, отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела, не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни. Жизнь рождается в пробирке; что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен в последствии, как будут воздействовать на него падшие духи — это большой вопрос.
Одна из серьёзных проблем ЭКО состоит в том, что в большинстве случаев при осуществлении этой методики производятся так называемые «лишние» оплодотворённые клетки (уже являющиеся новой жизнью!). Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребёнка, ей будет подсажена только одна яйцеклетка. Что делать с остальными тремя эмбрионами? Можно их заморозить для того, чтобы выносить спустя какое-то время или редуцировать — попросту говоря убить. Таким образом, ребёнок появляется на свет за счёт одновременного убийства двух или трёх народившихся братьев и сестёр. Жизнь же одного за счёт смерти другого считается церковью неприемлемой.
Противоестественным и аморальным Церковь признаёт также «суррогатное материнство» — вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов отдаёт ребёнка «заказчикам». Этот метод расторгает глубокую эмоциональную и духовную близость, возникающую между матерью и младенцем, ещё до родов, травмирует вынашивающую женщину, попирает её материнские чувства и извращает детородный инстинкт.
Страдает и дитя, у которого впоследствии может произойти кризис самосознания и чрезвычайно сильная психическая травма.
«Нужно довериться Богу и считать рождение каждого ребёнка великим Его даром, — убеждён греческий богослов, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), — Дети не пирожки, чтобы их заказывать в булочной когда и сколько мы хотим». Когда используются небогоугодные способы зачатия и вынашивания ребёнка, то люди причиняют себе и своим чадам немалый вред.

Оставить комментарий